<<На Главную     <В меню Советы по Surfer

  Те,   кто привык создавать свои двумерные графики в Grapher от компании Golden Software,  иногда сталкиваются с необходимостью визуализировать каким-то образом и зависимости  от двух переменных z = f(x,y). Строго говоря, изобразить такие наборы данных можно и на  плоскости в виде набора изолиний. Но гораздо эффектней будет преподнести графическую интерпретацию ваших данных в виде 3D поверхностей.  Выполнить подобные построения можно, к счастью, все в том же пакете Grapher. В таком подходе есть определенный прагматичный момент - не надо дополнительно изучать работу в еще каких-то пакетах научной графики (хотя для таких вещей гораздо лучше подходит Surfer).

 

 

 В качестве прикладного примера, предположим, что мы располагаем в формате таблички Excel некими экспериментальными данными по содержанию ионов SO4 в серной кислоте в зависимости от показателя кислотности pH и содержания воды в растворе кислоты :

 

 

Прим. Приведенные данные несколько условны и служат исключительно для иллюстрации возможностей программы Grapher.

 

Так. Открываем программу Grapher v.11 и идем меню File>New>Plot:

 

 

Далее на вкладке указываем тип графика - вкладка Graphs>Contour Surface:

 

 

На следующем шаге программа запросит источник входных данных - надо будет указать файл Excel :

 

 

Если на предыдущих шагах все было сделано правильно, то Grapher в первом приближении сгенерирует график, похожий на этот :

 

 

Если Grapher как-то не так по умолчанию 'схватил' ваши данные ( в смысле перепутал колонки с координатами xyz), то этот момент можно будет  отрегулировать  на вкладке Plot (График) созданной поверхности :

 

 

Теперь можно заняться доводкой нашего трехмерного графика. Ну, во-первых, подпишем оси координат. Для этого в менеджере объектов (Object Manager) становимся на нужную ость, и на вкладке Axis (Оси) в опции Title жмем на кнопку Editor - набираем текст подписи. Для нашего случая где-то так:

 

 

Чтобы развернуть в изометрии подпись вдоль соответствующей оси, обязательно выставите флажок в опции Angled :

 

 

Аналогичным способом подписываем график по всем 3-м осям. Идем далее - нанесем на поверхность для лучшей выразительности линии сетки. Сделать это можно выбрав в Менеджере объектов поверхность  на вкладке Mesh (Сетка):

 

 

Изменить цветовую гамму поверхности можно на вкладке Fill  в опции Colormap:

 

 

Еще один момент, который, возможно, поможет  создавать  более  качественные и адекватные вашим данным поверхности. Дело в том, что зачастую , экспериментальные значения (как в случае нашего примера) содержат ошибки измерения, ошибки оператора и прочие погрешности. Графически это может выражаться в мелких впадинах, или, наоборот, в небольших пиках. Так вот, в Grapher есть инструмент Smoothing (Выглаживание) на вкладке Gridding, который позволяет устранить эти мелкие огрехи. Нулевое значение  коэффициента (принято по умолчанию) будет соответствовать тому, что Grapher создаст поверхность, которая будет точно проходить через ваши данные. Если для случая нашего примера изменить параметр выглаживания  скажем, на 0.06 , то получим более гладкую поверхность:

 

Smoothing Grapher

 

Ну вот, после проведения всех изложенных манипуляций наш первый учебный график 3D в Grapher может выглядеть следующим образом :

 

3D график в программе Grapher Golden Software

 

 Всем успехов в изучении возможностей Grapher !

 

О том, как создать в Grapher  обычный плоский график можно посмотреть на нашем сайте здесь

Как решить аналогичную задачу по генерации 3D графика в Surfer - смотрите тут

Simashkov.2016

05.05.2016 г.

Назад