<<На Главную         <В меню Советы по ArcGIS

 В этой  статье на нашем сайте уже немного затрагивался вопрос о том, каким образом в ArcGIS можно создать 3D-модель городской застройки на основе классических 'плоских' shape-файлов. Но с  точки зрения генерации более реалистичных 3D моделей городских строений , такая картинка вряд ли сможет удовлетворить  воинствующих эстетов. Разработчики из ESRI, обуреваемые желанием предоставить пользователям ArcGIS более совершенные форматы пространственных 3D объектов - так называемых мультипатчей- создали для подготовки этих форматов специальную утилиту. Такого рода объекты (мультипатчи) моделируют внешнюю оболочку 3D-моделей наподобие TIN-поверхностей и являются полноценными объемными сущностями. Мультипатч-наборы данных можно драпировать различными текстурами, что чрезвычайно важно для создания реалистичных городских ландшафтов. Кроме того, их можно экспортировать в программы типа SketchUp,  3D Studio Max или CityEngine.

 

  Ниже приведен пример того, как приблизительно может выглядеть 3D-модель городской застройки:

Выполнить  манипуляцию по подготовке мультипатча можно следующим образом. В наборе инструментов Conversion ищем утилиту Layer 3D to Feature Class (3D слой в класс объекты):

Создать мультипатч ArcGIS

 

Интерфейс этого инструмента имеет такой вид:

 

Теперь наша сцена может выглядеть так (сгенерированный мультипатч в Таблице содержания выделен красным):

 

Пусть вас не смущаем тот факт, что карта выглядит пока не очень презентабельно. Сейчас займёмся её доработкой. Во-первых, теперь появляется возможность задрапировать 3D объекты различными текстурами. Сделать это можно сл. образом - в форме Properties набора данных идём на вкладку Symbology и тыкаем курсором в область Current Symbol:

 

На форме Symbol Property Editor выбираем тип Picture Fill Symbol :

 

 ... и в форме Открыть выделяем нужную нам текстуру (её можно подготовить заранее):

 

Наблюдаем такую сцену (как пример):

Что интересно. Если на форме выбора стилей заливки объектов Symbol Selector ткнуть в кнопку Style References:

 

 

... то можно получить доступ к некоторым стандартным видам драпировки:

 

 

Оценить, как будет выглядеть текстура здания при различных углах поворота сцены можно в окошке 3D Preview:

 

 

Объекты типа мультипатч подвергаются моделированию с помощью заранее подготовленных шаблонов, созданных например в программе SketchUp. Некоторые модели без труда можно найти в Сети, например здесь: https://3dwarehouse.sketchup.com/ или прямо из программы (в режиме онлайн):

 

 

Прим. Качать нужно модели, подготовленные в версии SketchUp 6.0. Модели, подготовленные в более поздних версиях (7 ... 8) в ArcScene почему-то не работают!

 

Если модель доступна только в 8-й версии SketchUp :

 

Скачать 3D модель SketchUp

 

 ... то просто пересохраняем её в v6.0 :

 

Прим. Как перегрузить и заново отредактировать мультипатч-объект в SketchUp можно посмотреть в этой статье.

Порядок действий по замещению моделями объекта мультипатч может быть следующий. Сначала, само-собой выделяем объект :

 

 

Далее в панели редактирования 3D объектов , выбираем Start Editing и идём в меню замещения объекта моделью Replace With Model (Заменить моделью) ... :

 

 

... и в следующем окне указываем нужный файл .skp:

 

 

Поначалу, загруженная в сцену модель может оказаться мелковатой и не совсем правильно повернутой. Устранить эти недостатки можно с помощью инструментов Move, Scale и Rotate:

 

 

Как пример, окончательно результат нашей работы может выглядеть приблизительно так:

 

 

Весьма интересную сцену можно получить, если построить тематику по какому-либо значению из атрибутивных данных, а затем придать на вкладке Display формы свойств слоя прозрачность 30 .. 45 % 3D объектам. Имитация 'города из хрусталя' может выглядеть сл. образом ... :

Создать 3D карту городской застройки

 

... или с более мелким зумом (добавлен интерполированный растр) :

3D карта города ArcGIS

 

В общем , как видите, разработчики из ESRI постарались предоставить пользователям ArcGIS инструменты, которые помогут сделать ваши сцены городской застройки более реалистичными и выразительными.

 

О создании 3D топографических карт в ArcGIS смотрите здесь

©Simashkov.2014

19.03.2014 г.

Назад