<<На Главную         <В меню Советы по ArcGIS

Топографические карты (планшеты) являются одним из основных качественных источников пространственной информации. Но большинство пользователей ГИС как-то всё больше пользуются ими, выражаясь в современных терминах, в виде 2D карт, т.е. плоских. 

Однако, если знать возможности ArcGIS в контексте создания 3D моделей, то таким картам можно придать совершенно новое содержание.

 Результат создания такой весьма реалистичной  3D-карты, основанной на применении интерполированной поверхности и топопланшета может выглядеть следующим образом ( как пример):

3D карта ArcGIS

Создать такую 3D модель в рамках ArcGIS можно используя модуль ArcScene. Но прежде необходимо провести кое-какую предварительную подготовку. Во-первых, поскольку мы будем заниматься моделирование рельефа, то нам понадобиться, естественно, модель данных, представленная в виде набора изолиний, что -то вроде этого:

 

В атрибутивных данных такого набора должна содержаться, само-собой, информация о высоте рельефа. Далее. Следующим шагом на пути к нашей цели будет создание интерполированной поверхности. Здесь проще всего воспользоваться инструментом Topo to Raster  из набора Raster Interpolation (см. рис. выше). Выбираем указанный инструмент. Его интерфейс имеет сл. вид:

 

Небольшой комментарий к рис. слева. На вход утилиты подаём набор горизонталей (relief_polyline в нашем случае) и выходной экстент будем строить по слою ramka_rectangle (его лучше подготовить заранее)

Результат поначалу может выглядеть где-то так:

Так, работу в ArcMap пока закончим и теперь необходимо запустить по меню в Windows Пуск>Программы>ArcGIS  соответствующее приложение для создания 3D моделей карт - ArcScene.  Для начала в нём из приложения ArcCatalog (так проще всего) просто 'вытягиваем' мышкой только-что созданную интерполированную поверхность:

 В том, что наша 3D карта пока выглядит не совсем изящно, нет ничего страшного. Это всего лишь, условно говоря, пока сырье, полуфабрикат. Сейчас займемся его обработкой. Для начала по контекстному меню Scene Properties в Таблице содержания (ТОС) перепроецируем карту:

 

В  появившейся форме кликаем  на вкладку Coordinate System и выбираем проекцию Меркатора (для нашего примера):

 

 

Следующий шаг - опять в Таблице содержания становимся уже на поверхность и по меню Properties идём на вкладку Symbology

 

 

... и выбираем более выразительную цветную палитру (ramp),  ну например такую:

 

Теперь настало время подгрузить в  сцену топографический планшет - 'задрапировать' им нашу поверхность. Опять, просто вытягиваем его мышкой из соответствующего каталога в Окно представления карты:

 

Прим. Естественно, используемый вами планшет должен иметь ту же пространственную привязку (координаты), что и поверхность. Иначе они попросту 'разлетятся'.

Поначалу наша сцена может выглядеть не совсем привлекательно:

 

Приступаем к окончательной доводке нашей карты. Тут есть есть несколько важных технологических момента, которые существенным образом повлияют на качество наше картинки. Во-первых, становимся на слой топокарты и по меню Properties,  идём на вкладку Rendering (Отрисовка)  и сдвигаем ползунки в панели Optimize в сторону наилучшего качества:

 

Второй важный момент. На вкладке Display в опциях интерполяции растра обязательно меняем с принятой по умолчанию for discrete data (для дискретных данных) на любую for continuous data (для непрерывных данных). Это существенным образом улучшит качество картинки топокарты :

 

 

Остался ещё важный пункт для создания качественной картинки 3D карты . На вкладке Base Heights (Базовые высоты) выставляем опцию Floating on a custom surface и устанавливаем масштаб отображения высот рельефа:

 

Фактор отображения пропорциональности рельефа (7.5 на рисунке слева) во многом зависит от контекста конкретной 3D сцены и его нужно подбирать индивидуально в зависимости от характера ваших данных. Меньшие значения это фактора соответствуют более 'плоскому' отображению рельефа.

Далее ( по вкусу) можно переходить к 'водным процедурам' - попробовать поэкспериментировать на вкладке Display с опциями прозрачности, контрастности и яркости для слоя топокарты и поверхности высот, добиваясь их наиболее выразительной визуализации. Один из таких вариантов сцены представлен ниже:

Карта 3D в ArcGIS

... или в более крупном масштабе (зуме):

 

 

В общем, на мой взгляд, наши усилия не пропали даром. Получилась весьма качественная и наглядная картинка (каждое озерцо находиться в своей каверне).

Ссылки

1. О создании тематической 3D карты в ArcGIS можно посмотреть ещё здесь

 

2. Как решить аналогичную задачу по созданию 3D карты в MapInfo, можно посмотреть на нашем сайте в этой статье

 

©Simashkov.2013

16.02.2013 г.

Назад