Нехитрые советы для пользователей ПК

 Запустит программу MapBasic, и выбираем файл VM.mbx:

screen34-7644523

Но тут нас подстерегает одна тонкость. Дело в том, что для построения сетки нужен слой точек, а в нашем примере данные представлены в виде полилиний. Но к счастью, разработчики предусмотрели этот момент и создали пункт конвертации данных в точки — меню Vertical Mapper>Create Grid>Poly to point. Видим такую форму :

screen2-6027103

После отработки этого пункта получаем слой точек — points в нашем случае. Вот теперь у нас всё готово для построения сетки.

Здесь необходимо отметить вот какой момент. Термин «сетка» (grid) в VM является синонимом термина «поверхность» (surface) в MapInfo. Итак, для построения сетки идём Create Grid>Interpolation:

screen3-5240364

На этой форме необходимо выбрать подходящий метод интерполяции. Если вы не совсем ориентируетесь в методах интерполяции, то можно выбрать наиболее универсальные — метод Кригинга (Kriging) или Обратных взвешенных расстояний (IDW — Inverse distance weighting).

Для нашего учебного примеры выберем метод ближайшего соседства (Natural Neighbor)

Нажав кнопку Next, видим сл. форму:

screen4-7832325

В данном примере в качестве параметра, по которому будем производить интерполяцию выбираем поле Z.

Опять жмём кнопку Next:

screen35-3688124

Здесь можно указать размер построенной интерполированной ячейки (Cell size) и расстояние для поиска соседней точки (Aggregation distance). Для первого раза, оставим параметры так, как их предлагает программа по умолчанию. Tab-файл нашей построенной сетки будет называться Z.tab

Жмём на кнопку Finish и видим нашу сетку — поверхность, которая с нанесённой для наглядности координатной сеткой выглядит сл. образом:

screen36-6642590

Для управления сетками в Vertical Mapper существует панель инструментов:

Нажав на выделенную на панели кнопку, попадаем в Менеджер Сеток (Grid Manager):

Здесь  попробуем выбрать другую шкалу цветовой раскраски и добавить отмывку рельефа. Для этого жмём, само-собой,  Color (см. рис. выше):

Для художественно-дизайнерского оформления  сетки здесь самыми важными будут кнопки Load (Загрузка цветового профиля) и опция Relief shading, которая отвечает за отмывку рельефа

Теперь, если воспользоваться опцией Relief shading, то можно увидеть сл. результат:

А и с использованием растра-подложки (для создания географического контекста) наша исходная карта будет выглядеть так :

fig16-9686084

Кстати, интересный  момент. Попробуйте посмотреть на картинку выше с расстояния ~ 40 … 50 см. Должны увидеть полную иллюзию 3D-рельефа!

Необходимо отметить, что в плане выбора подходящей цветовой тематической шкалы существует их огромный выбор. (Тут надо отдать должное разработчикам Vertical Mapper — потрудились они на славу. Выбор цветовых профилей может удовлетворить любой, самый изысканный вкус). Цветовые профили (Color profile)

хранятся в каталоге Color Profile:

screen14-5955183

Правда, существует одна маленькая проблемка. Выбор подходящего профиля не очень нагляден . Чтобы как-то облегчить выбор, можно воспользоваться файлом catalogue1.pdf

 —

лежит в папке Colour Profile.

 или  сл. таблицу с названием некоторых профилей из папки 0 to 100, его шкалой и визуализацией на примере учебных данных :

G100_001.vcpscreen28-6235855

screen29-8923610
G100_003.vcpscreen30-8480039 screen31-1726839
G100_005.vcpscreen13-6374684
Gscreen17-8817173100_006.vcp
G100_007.vcpscreen18-6833040 screen19-9797490
G100_008.vcpscreen21-3240696 screen23-3072490
G100_YellowBlue.vcpscreen26-1571574
G100_BrownBaige.vcpscreen32-4807055 screen33-6312647

Имейте в виду, что подобранные цвета из представленных цветовых профилей могут быть хороши только на экране монитора. При печати плотных тонов на плоттере может получиться не всегда удачный результат. Поэтому, слишком плотные тона для печати имеет смысл несколько осветлить.

Изолинии, нанесённые на приведённые выше карты, были построены с помощью инструмента Contour на Менеджере Сеток. Интерфейс у этого инструмента такой:

screen9-5697864

По опыту, лучше сразу строить контура изолиниями. Нажав на кнопку Интервал, можно задать шаг построения изолиний, или их количество в заданном интервале значений:

screen6-4806411

И в заключении, приведём ещё один пример использования Vertical Mapper для создания весьма реалистичной модели рельефа методом TIN-интерполяции на реальных данных:

fig2-3927402

На этом, пожалуй, и завершим наш небольшой экскурс по Vertical Mapper.

Ссылки к статье

1. Прочие Советы по Vertical Mapper смотрите тут

2. Как решить аналогичную задачу по созданию карты с отмывкой рельефа в ArcGIS можно посмотреть на нашем сайте по этой ссылке

3. О создании рельефа с отмывкой в программе Surfer см. статью на нашем сайте нажав здесь