Запустит программу MapBasic, и выбираем файл VM.mbx:
Но тут нас подстерегает одна тонкость. Дело в том, что для построения сетки нужен слой точек, а в нашем примере данные представлены в виде полилиний. Но к счастью, разработчики предусмотрели этот момент и создали пункт конвертации данных в точки — меню Vertical Mapper>Create Grid>Poly to point. Видим такую форму :
После отработки этого пункта получаем слой точек — points в нашем случае. Вот теперь у нас всё готово для построения сетки.
Здесь необходимо отметить вот какой момент. Термин «сетка» (grid) в VM является синонимом термина «поверхность» (surface) в MapInfo. Итак, для построения сетки идём Create Grid>Interpolation:
![]() |
На этой форме необходимо выбрать подходящий метод интерполяции. Если вы не совсем ориентируетесь в методах интерполяции, то можно выбрать наиболее универсальные — метод Кригинга (Kriging) или Обратных взвешенных расстояний (IDW — Inverse distance weighting). Для нашего учебного примеры выберем метод ближайшего соседства (Natural Neighbor) |
![]() |
В данном примере в качестве параметра, по которому будем производить интерполяцию выбираем поле Z. |
Опять жмём кнопку Next:
![]() |
Здесь можно указать размер построенной интерполированной ячейки (Cell size) и расстояние для поиска соседней точки (Aggregation distance). Для первого раза, оставим параметры так, как их предлагает программа по умолчанию. Tab-файл нашей построенной сетки будет называться Z.tab |
Жмём на кнопку Finish и видим нашу сетку — поверхность, которая с нанесённой для наглядности координатной сеткой выглядит сл. образом:
Для управления сетками в Vertical Mapper существует панель инструментов:
Нажав на выделенную на панели кнопку, попадаем в Менеджер Сеток (Grid Manager):
Здесь попробуем выбрать другую шкалу цветовой раскраски и добавить отмывку рельефа. Для этого жмём, само-собой, Color (см. рис. выше):
Для художественно-дизайнерского оформления сетки здесь самыми важными будут кнопки Load (Загрузка цветового профиля) и опция Relief shading, которая отвечает за отмывку рельефа |
Теперь, если воспользоваться опцией Relief shading, то можно увидеть сл. результат:
А и с использованием растра-подложки (для создания географического контекста) наша исходная карта будет выглядеть так :
Кстати, интересный момент. Попробуйте посмотреть на картинку выше с расстояния ~ 40 … 50 см. Должны увидеть полную иллюзию 3D-рельефа!
Необходимо отметить, что в плане выбора подходящей цветовой тематической шкалы существует их огромный выбор. (Тут надо отдать должное разработчикам Vertical Mapper — потрудились они на славу. Выбор цветовых профилей может удовлетворить любой, самый изысканный вкус). Цветовые профили (Color profile)
хранятся в каталоге Color Profile:
Правда, существует одна маленькая проблемка. Выбор подходящего профиля не очень нагляден . Чтобы как-то облегчить выбор, можно воспользоваться файлом catalogue1.pdf
—
лежит в папке Colour Profile.
или сл. таблицу с названием некоторых профилей из папки 0 to 100, его шкалой и визуализацией на примере учебных данных :
G100_001.vcp |
![]() |
G100_003.vcp![]() |
![]() |
G100_005.vcp![]() |
|
G![]() |
|
G100_007.vcp![]() |
![]() |
G100_008.vcp![]() |
![]() |
G100_YellowBlue.vcp![]() |
|
G100_BrownBaige.vcp![]() |
![]() |
Имейте в виду, что подобранные цвета из представленных цветовых профилей могут быть хороши только на экране монитора. При печати плотных тонов на плоттере может получиться не всегда удачный результат. Поэтому, слишком плотные тона для печати имеет смысл несколько осветлить.
Изолинии, нанесённые на приведённые выше карты, были построены с помощью инструмента Contour на Менеджере Сеток. Интерфейс у этого инструмента такой:
По опыту, лучше сразу строить контура изолиниями. Нажав на кнопку Интервал, можно задать шаг построения изолиний, или их количество в заданном интервале значений:
И в заключении, приведём ещё один пример использования Vertical Mapper для создания весьма реалистичной модели рельефа методом TIN-интерполяции на реальных данных:
На этом, пожалуй, и завершим наш небольшой экскурс по Vertical Mapper.
Ссылки к статье
1. Прочие Советы по Vertical Mapper смотрите тут
2. Как решить аналогичную задачу по созданию карты с отмывкой рельефа в ArcGIS можно посмотреть на нашем сайте по этой ссылке
3. О создании рельефа с отмывкой в программе Surfer см. статью на нашем сайте нажав здесь