Нехитрые советы для пользователей ПК

 New>Counter Map :

fig8-8866828

На рисунке выше виден существенный недостаток такой карты — программа провела интерполяцию в «пустых» областях (обозначено красным). Стоит задача как-то избавиться от них. В  Surfer‘е эта проблема решается с помощью так называемых «бланкованных» карт.

Делается это следующим образом. Становимся в Менеджере объектов на карту и по правой кнопке мыши выбираем пункт Digitize в контекстном меню:

fig9-2977727

… и начинаем мышкой обходить по контуру область, которую хотим исключить из интерполяции (мелкие красные крестики на рисунке ниже):

fig10-9219912

Небольшой совет. Если вы хотите создать замкнутый бланкованный контур, то это можно сделать простым копированием и вставкой координат первой точки в последнюю в окне Digitized Coordinates

По окончании обводки на форме Digitized Coordinates в меню File>Save As сохраняем бланкованную область в виде файла с расширением .bln .

Далее нам необходимо построить новую интерполированную сетку, с учётом «пустых» областей. Для этого идём в меню Grid>Blank:

fig12-7925647

…  загружаем исходную (не обрезанную) сетку:

fig13-2344300

… и область обрезки — файл с раcширением bln:

fig14-6798140

Сохраняем полученную таким образом новую сетку :

fig15-3531072

Делаем пробную карту и смотрим результат:

fig17-7375462

Вот теперь всё нормально. Исключили из результатов интерполяции лишние области, можно двигаться дальше.

Строим карту с отмывкой — меню

Map>New>Shaded Relief Map

:

Таак … Видим очередной недочёт такой карты (ох, вся жизнь в борьбе 🙂 — бланкованные области залиты чёрным. Сейчас выправим этот недостаток . В Менеджере объектов становимся на карту-отмывку,  на вкладке General идём в раздел Missing Data и выбираем цвет заливки для областей с отсутствующими данными белым:

fig21-4353690

Карта явно стала немного симпатичней. Теперь поднимем слой с изолиниями выше слоя-отмывки и в свойствах слоя (Property Manager) выставляем опцию Fill Contours:

Следующий шаг — придаём нашей карте более привлекательный цветной вид. Для этого на слое изолиний на вкладке Levels выбираем подходящую цветовую палитру например, Terrain. Теперь наша карта будет выглядеть так:

fig25-2025240

Далее «заставим» работать слой-отмывку (не напрасно же мы его создавали!). Для этого на карте контуров идём на вкладку Layer и выставляем параметр Opacity (Прозрачность ) 50 … 60 % :

fig27-6894968

Осталось только разобраться с осями и подписью к ним.

Чтобы нанести координатную сетку, опять в Менеджере объектов становимся на слой осей (Left/Bottom Axis) и в пункте Major Grid Lines выставляем соотв. флажки:

fig28-2374506

Если желаем несколько изменить шаг сетки, то переходим на вкладку Scaling , сбрасываем флажок Automatic и в Major Interval задаём новый шаг сетки (100 000 для случая нашего примера):

fig32-4882609

Чтобы подправить размер шрифта подписей на осях на вкладке General   в пункте Font Properties меняем настройки шрифта подписей:

fig30-9567599

Ах, даа… Остался ещё один момент. Желательно нанести подписи к изолиниям. Для этого в Менеджере объектов становимся на слой контуров,  выбираем  вкладку Levels свойств слоя (Property Manager) и выставляем опцию Level methods в Advanced:

fig39-9880962

Теперь жмём на кнопку Edit Levels (см. рисунок выше) и попадаем в форму настроек контуров и изолиний:

fig34-3989219

Щёлкаем по заголовку столбца Label (см. рис. выше) — видим форму Label:

fig35-7553503

Для выбора настроек фонта подписей жмём, само собой, Font:

fig36-1751659

Следуем далее — переходим на карту, жмём на правую кнопку и в контекстном меню выбираем Edit Contour Label:

fig37-7444528

Теперь прижимая Ctrl, тыкаем курсором в нужную изолинию. Программа нанесёт на карту метку значения уровня контура.

В окончательном виде наша учебная карта модели местности с отмывкой рельефа в программе Surfer  может выглядеть сл. образом:

fig38-8715031

Но иногда  бывает  весьма полезно создать  3D-модель рельефа местности. Сделать это в программе Surfer очень  легко.

Сначала нужно вставить новый чертёж (Ctrl+N). Затем идём меню Map>New>3D Surface или щёлкаем в соответствующую кнопку:

fig40-2088627

Выбираем файл сетки для построения 3D карты … :

fig41-5739843

… и видим сл. картинку:

fig42-7608889

На рисунке выше видна явная непропорциональность в отображении высоты рельефа. Сейчас выправим этот недостаток. Становимся в Менеджере объектов на Maps и на вкладке Scale свойств карты (Property Manager) уменьшаем значение параметра Length для Z-координаты:

fig46-9567583

Вот теперь наша 3D карта выглядит как надо.

На этом, пожалуй, и остановимся. Аминь! 🙂

Небольшая подборка Советов по работе в Surfer находиться здесь