
На рисунке выше виден существенный недостаток такой карты — программа провела интерполяцию в «пустых» областях (обозначено красным). Стоит задача как-то избавиться от них. В Surfer‘е эта проблема решается с помощью так называемых «бланкованных» карт.
Делается это следующим образом. Становимся в Менеджере объектов на карту и по правой кнопке мыши выбираем пункт Digitize в контекстном меню:

… и начинаем мышкой обходить по контуру область, которую хотим исключить из интерполяции (мелкие красные крестики на рисунке ниже):

Небольшой совет. Если вы хотите создать замкнутый бланкованный контур, то это можно сделать простым копированием и вставкой координат первой точки в последнюю в окне Digitized Coordinates
По окончании обводки на форме Digitized Coordinates в меню File>Save As сохраняем бланкованную область в виде файла с расширением .bln .
Далее нам необходимо построить новую интерполированную сетку, с учётом «пустых» областей. Для этого идём в меню Grid>Blank:

… загружаем исходную (не обрезанную) сетку:

… и область обрезки — файл с раcширением bln:

Сохраняем полученную таким образом новую сетку :

Делаем пробную карту и смотрим результат:

Вот теперь всё нормально. Исключили из результатов интерполяции лишние области, можно двигаться дальше.
Строим карту с отмывкой — меню
Map>New>Shaded Relief Map
:
Таак … Видим очередной недочёт такой карты (ох, вся жизнь в борьбе 🙂 — бланкованные области залиты чёрным. Сейчас выправим этот недостаток . В Менеджере объектов становимся на карту-отмывку, на вкладке General идём в раздел Missing Data и выбираем цвет заливки для областей с отсутствующими данными белым:

Карта явно стала немного симпатичней. Теперь поднимем слой с изолиниями выше слоя-отмывки и в свойствах слоя (Property Manager) выставляем опцию Fill Contours:
Следующий шаг — придаём нашей карте более привлекательный цветной вид. Для этого на слое изолиний на вкладке Levels выбираем подходящую цветовую палитру — например, Terrain. Теперь наша карта будет выглядеть так:

Далее «заставим» работать слой-отмывку (не напрасно же мы его создавали!). Для этого на карте контуров идём на вкладку Layer и выставляем параметр Opacity (Прозрачность ) 50 … 60 % :

Осталось только разобраться с осями и подписью к ним.
Чтобы нанести координатную сетку, опять в Менеджере объектов становимся на слой осей (Left/Bottom Axis) и в пункте Major Grid Lines выставляем соотв. флажки:

Если желаем несколько изменить шаг сетки, то переходим на вкладку Scaling , сбрасываем флажок Automatic и в Major Interval задаём новый шаг сетки (100 000 для случая нашего примера):

Чтобы подправить размер шрифта подписей на осях на вкладке General в пункте Font Properties меняем настройки шрифта подписей:

Ах, даа… Остался ещё один момент. Желательно нанести подписи к изолиниям. Для этого в Менеджере объектов становимся на слой контуров, выбираем вкладку Levels свойств слоя (Property Manager) и выставляем опцию Level methods в Advanced:

Теперь жмём на кнопку Edit Levels (см. рисунок выше) и попадаем в форму настроек контуров и изолиний:

Щёлкаем по заголовку столбца Label (см. рис. выше) — видим форму Label:

Для выбора настроек фонта подписей жмём, само собой, Font:

Следуем далее — переходим на карту, жмём на правую кнопку и в контекстном меню выбираем Edit Contour Label:

Теперь прижимая Ctrl, тыкаем курсором в нужную изолинию. Программа нанесёт на карту метку значения уровня контура.
В окончательном виде наша учебная карта модели местности с отмывкой рельефа в программе Surfer может выглядеть сл. образом:

Но иногда бывает весьма полезно создать 3D-модель рельефа местности. Сделать это в программе Surfer очень легко.
Сначала нужно вставить новый чертёж (Ctrl+N). Затем идём меню Map>New>3D Surface или щёлкаем в соответствующую кнопку:

Выбираем файл сетки для построения 3D карты … :

… и видим сл. картинку:

На рисунке выше видна явная непропорциональность в отображении высоты рельефа. Сейчас выправим этот недостаток. Становимся в Менеджере объектов на Maps и на вкладке Scale свойств карты (Property Manager) уменьшаем значение параметра Length для Z-координаты:

Вот теперь наша 3D карта выглядит как надо.
На этом, пожалуй, и остановимся. Аминь! 🙂
Небольшая подборка Советов по работе в Surfer находиться здесь